Емец Людмила Викторовна

Меню
НОВОСТИ
Дорогие ребята и их родители! У вас снова появилась прекрасная возможность узнать больше о современных технологиях, проверить логику и применить смекалку. Предлагаю Вам принять участие в "Технологическом диктанте" https://диктант.научим.рф/
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Инклюзивное образование

                                       

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения, при котором все дети, независимо от их интеллектуальных, психофизических и иных особенностей, обучаются по месту жительства и включены в общеобразовательную систему совместно с их сверстниками без инвалидности в школах общего типа, где предоставляют необходимую специальную поддержку и учитывают их особые образовательные потребности.

В наши дни большое место уделяется инклюзивному образованию. Разрабатываются и воплощаются в жизнь нормативно-правовые акты различного уровня, используются адаптированные образовательные программы, проводится большое число научных разработок в этой области, внедряются социальные проекты и пр. Интенсивно осуществляется процесс поиска форм наиболее эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

При инклюзивном образовании все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, где учитывают их особые образовательные потребности и предоставляют необходимую специальную поддержку.

Цель инклюзивного образования состоит в том, чтобы создать условия для получения образования, благодаря которым любой ребенок сможет адаптироваться независимо от его индивидуальных особенностей.

Задачи такого образования – включить особых детей в школьную систему и обеспечить их равноправие.


Обучение информатике в условиях инклюзивного образования

Инклюзивное образование обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, позволяя такому ребенку адаптироваться к условиям общеобразовательных школ, в обычном классе. Классы инклюзивного образования объединяют обычных детей и детей с различными отклонениями. Независимо от индивидуальных особенностей ребят, учителю необходимо правильно относится к различиям между ними, важно понимать и принимать каждого ребенка.

Именно поэтому при планировании и организации уроков в классах с инклюзивным образованием необходимо опираться на специальные дидактические принципы:

  • принцип педагогического оптимизма (учиться могут все дети);
  • принцип ранней педагогической помощи (раннее выявление и диагностика отклонений в развитии для определения особых образовательных потребностей);
  • принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования (построение обучения в соответствии со спецификой природы недостатка развития);
  • принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании (коллективная предметно-практическая деятельность под руководством педагогического работника);
  • принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования (коррекционно-педагогическая помощь по развитию речи, мышления и общения); 
  • принцип социально-адаптирующей направленности (преодолеть или уменьшить «социальное выпадание»);
  • принцип дифференцированного и индивидуального подхода;
  • принцип необходимости специального педагогического руководства.

Для учителя главная проблема на уроке состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья с необходимостью выполнения образовательного стандарта. При разработке уроков информатики в инклюзивном классе должны учитываться как общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта), так и коррекционно-развивающие задачи.

К коррекционно-развивающим задачам относятся:

  • коррекция трудностей словесно-логического мышления и мыслительных процессов анализа, синтеза, классификации, обобщения;
  • развитие и коррекция трудностей связной речи, включая монологическую и диалогическую речь, а также развитие словаря;
  • преодоление трудностей в развитии внимания;
  • увеличение объема памяти;
  • создание положительной мотивации посредством помощи, подбадривания, похвалы, создания ситуаций успеха и конструктивной критики благотворно влияет на процесс обучения.

Большую роль в инклюзивном образовании играют уроки информатики. В школах оборудуются компьютерные классы, совершенствуется учебно-методическое обеспечение, акцентируется внимание на практических работах, так как навыки у учащихся с ОВЗ в большинстве случаев развиваются медленнее, чем у здоровых. Можно особо отметить некоторые важные требования к уроку информатики в школах с инклюзивным образованием:

  • педагог должен не только знать учебный предмет, но и владеть различными формами и методами организации урока, быть готовым доступно для детей преподнести информацию;
  • необходимо скорректировать структуру знаний, умений и навыков в соответствии с психическими и физическими возможностями, как отдельного ученика, так и всего класса;
  • на каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход в соответствии с возможностями учеников. Например, программирование, сайтостроение, а для глухонемых детей сложно дается логика и алгоритмизация;
  • дидактические материалы должны соответствовать уровню развития ребенка, урок должен быть технически оснащен;
  • если идет работа с компьютером, то преподавателю необходимо наглядно показывать учащимся алгоритм действий;
  • задания для самостоятельной работы нужно давать после разбора аналогичных примеров;
  • урок всегда нужно начинать с повторения информации, полученной на предыдущих занятиях;
  • при обучении нужно делать акцент на опыт практической деятельности ученика и на наиболее развитые способности, поскольку дети с ограниченными возможностями здоровья обладают менее развитой логикой и менее сформированным понятийным аппаратом. Понятия, связанные с информатикой, должны вызывать доступные для понимания ассоциации, особенно это касается темы «Строение компьютера»;
  • необходимо учитывать снижение внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, ввиду пресыщения однообразной деятельностью.

Из-за этого педагог должен менять виды деятельности:

1. Начинать урок лучше с заданий, тренирующих память, внимание.

2. Интеллектуальные задания повышенной сложности выполнять в середине урока.

3. Чередовать обучающие задания с заданиями, имеющими коррекционную направленность (гимнастика для глаз).

При построении занятия, педагог делит урок на три этапа:

1. Организационно-подготовительный этап подразумевает активное включение в урок и предпосылки к продуктивной работе. Поскольку у детей неодинаковые умственные, психологические и физические возможности, то они по-разному будут воспринимать информацию. Из-за чего данный этап является одним из самых сложных. Для активизации внимания следует заранее подготовить несколько упражнений в виде задания, диалога или игры. В большинстве случаев применение игровых технологий способствуют более эффективному получению результата. Чтобы дети могли психологически подготовиться к работе с компьютером, выполнению заданий в тетради или самостоятельной работе учитель должен сразу объяснить ученикам то, чем они будут заниматься на уроке.

2. Основной этап решает главные задачи урока.  Вначале педагог должен повторить цель урока и выделить задачи, акцентируя внимание на том, что они могут рассчитывать на его помощь. После этого следует приступать к повторению предыдущего или изучению нового материала. Для лучшего усвоения и полного восприятия нужно систематически обращаться к изученному материалу для уточнения знаний и умений.

3. Заключительный этап – подведение итогов. Учитель должен проговорить со школьниками о том, что они изучили, что узнали нового, можно обсудить тему следующего урока, чтобы дети видели связь между темами занятий. Необходимо дать домашнее задание, выставить оценку за урок, дать возможность привести в порядок рабочее место.

Обеспечению хорошего результата в освоении учебного предмета и облегчению проведения урока способствует наличие универсальных технических средств в учебных классах, в которых обучаются дети с различными видами ограниченности возможностей здоровья:

1. Специальные клавиатуры (от стандартных клавиатур отличаются размерами, более контрастным цветом знаков, расстоянием между клавишами). Под разные физические особенности приспособлены различные модификации.

2. Интерактивная компьютерная доска с проектором. Многофункциональная рабочая поверхность для совместного обучения детей с различными особенностями здоровья. Используется для письма, рисования, выполнения упражнений, для демонстрации презентаций, просмотра фильмов.

 

Компьютер помогает ребёнку приобрести такие знания, умения и навыки, с помощью которых он сможет социально адаптироваться.

Использование информационных технологий в работе с детьми с ОВЗ способствует развитию имеющихся возможностей, направлено на снижение недостатков в познавательной деятельности и становление личностных качеств.

В настоящее время создано множество развивающих игр, использующихся в работе с учениками с ограниченными возможностями здоровья, которые позволяют подбирать упражнения в зависимости от уровня развития учащегося, а не его возраста. Специальные упражнения развивают зрительную память, внимание, мышление. Компьютерные игры увеличивают заинтересованность содержанием учебного материала, повышая тем самым интерес к процессу обучения, способствуют развитию навыков самоконтроля и самостоятельной работы.

Работа за компьютером формирует такие качества ребенка, как самостоятельность, внимательность, уверенность в себе, усидчивость, 17 аккуратность, ответственность, повышается самооценка, складывается эмоциональная и интеллектуальная удовлетворенность.

Другой формой для получения качественного образования детьми с ОВЗ является домашнее обучение, реализуемое, в том числе и с помощью дистанционных технологий. Дистанционное обучение – это «обучение, при котором осуществляется целенаправленное взаимодействие обучающегося и преподавателя на основе информационных (компьютерных) технологий независимо от места проживания участника учебного процесса».

При дистанционной модели обучения ученик должен не только обладать пользовательскими навыками работы с компьютером, но и способами работы с информацией (ознакомительными, поисковыми, изучающими, работать с электронными словарями и справочниками), встречающейся в сети Интернет.

Дистанционное обучение должно предусматривать соединение самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации, специально разработанными учебными материалами, взаимодействие с преподавателем, а также групповую работу.

Дистанционный урок – форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при котором процесс обучения основан на использовании информационно-коммуникационных технологий с целью получения знаний, умений и навыков. Отрезок времени 18 может быть равным одному астрономическому или академическому часу. Урок может проводиться как с группой учащихся, так и с одним учеником. Во время занятия могут присутствовать ведущий урок дистанционный учитель и помогающий детям в случаях затруднения локальный координатор.

Дистанционные уроки выделяют следующих видов: урок, размещенный на сайте, видеоурок, урок с использованием форума, чата, видеоконференций.

При дистанционном обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья существуют достоинства и недостатки.

Достоинства:

1. Содействует обучению людей с физическими и психическими недостатками, регулирует психологические проблемы обучающихся, обогащает коммуникативную сферу учеников и педагогов, устраняет проблемы удалённости от учебных заведений и временные и пространственные ограничения.

2. Гибкость, индивидуализация и адаптивность обучения. Занятия проходят в удобном графике и темпе. Это не только повышает качество образования, но предоставляет возможность виртуального общения в компьютерной сети, помогает ребятам реализовать себя в социуме с помощью Интернет технологий.

3. Урок может проводиться в режиме онлайн с применением программы Сферум, которая позволяет работать с учащимися удаленно, демонстрировать экран, проводить голосовые и видеозвонки, обмениваться учебными файлами, мгновенными сообщениями.

Недостатки:

1. Невысокий уровень владения компьютером большинством детей с ограниченными возможностями, особенно младших школьников.

2. Низкая скорость сети Интернет, перебои с подключением.

Таким образом, развитие инклюзии предоставляет каждому ребенку возможность удовлетворить свою потребность в получении образования независимо от его физических и умственных особенностей. Ресурсы дистанционного обучения почти неограниченны, виртуальное пространство способствует преодолению условных границ. Дистанционное обучение детей с ОВЗ – не просто одно из направлений информационного общества, это исключительная возможность для таких детей устроиться в жизни и в будущем получить нужную профессию.


Предлагаю ознакомиться со статьёй "Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ", составленной мной 

                          

emeclv@yandex.ru