Меню
НОВОСТИ
Дорогие ребята и их родители!
У вас снова появилась прекрасная возможность узнать больше о современных технологиях, проверить логику и применить смекалку.
Предлагаю Вам принять участие в "Технологическом диктанте"
https://диктант.научим.рф/
Календарь
|
Инклюзивное образование
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения, при котором все дети, независимо от их интеллектуальных, психофизических и иных особенностей, обучаются по месту жительства и включены в общеобразовательную систему совместно с их сверстниками без инвалидности в школах общего типа, где предоставляют необходимую специальную поддержку и учитывают их особые образовательные потребности. В наши дни большое место уделяется инклюзивному образованию. Разрабатываются и воплощаются в жизнь нормативно-правовые акты различного уровня, используются адаптированные образовательные программы, проводится большое число научных разработок в этой области, внедряются социальные проекты и пр. Интенсивно осуществляется процесс поиска форм наиболее эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. При инклюзивном образовании все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, где учитывают их особые образовательные потребности и предоставляют необходимую специальную поддержку. Цель инклюзивного образования состоит в том, чтобы создать условия для получения образования, благодаря которым любой ребенок сможет адаптироваться независимо от его индивидуальных особенностей. Задачи такого образования – включить особых детей в школьную систему и обеспечить их равноправие. Обучение информатике в условиях инклюзивного образования Инклюзивное образование обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, позволяя такому ребенку адаптироваться к условиям общеобразовательных школ, в обычном классе. Классы инклюзивного образования объединяют обычных детей и детей с различными отклонениями. Независимо от индивидуальных особенностей ребят, учителю необходимо правильно относится к различиям между ними, важно понимать и принимать каждого ребенка. Именно поэтому при планировании и организации уроков в классах с инклюзивным образованием необходимо опираться на специальные дидактические принципы:
Для учителя главная проблема на уроке состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья с необходимостью выполнения образовательного стандарта. При разработке уроков информатики в инклюзивном классе должны учитываться как общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта), так и коррекционно-развивающие задачи. К коррекционно-развивающим задачам относятся:
Большую роль в инклюзивном образовании играют уроки информатики. В школах оборудуются компьютерные классы, совершенствуется учебно-методическое обеспечение, акцентируется внимание на практических работах, так как навыки у учащихся с ОВЗ в большинстве случаев развиваются медленнее, чем у здоровых. Можно особо отметить некоторые важные требования к уроку информатики в школах с инклюзивным образованием:
Из-за этого педагог должен менять виды деятельности: 1. Начинать урок лучше с заданий, тренирующих память, внимание. 2. Интеллектуальные задания повышенной сложности выполнять в середине урока. 3. Чередовать обучающие задания с заданиями, имеющими коррекционную направленность (гимнастика для глаз). При построении занятия, педагог делит урок на три этапа: 1. Организационно-подготовительный этап подразумевает активное включение в урок и предпосылки к продуктивной работе. Поскольку у детей неодинаковые умственные, психологические и физические возможности, то они по-разному будут воспринимать информацию. Из-за чего данный этап является одним из самых сложных. Для активизации внимания следует заранее подготовить несколько упражнений в виде задания, диалога или игры. В большинстве случаев применение игровых технологий способствуют более эффективному получению результата. Чтобы дети могли психологически подготовиться к работе с компьютером, выполнению заданий в тетради или самостоятельной работе учитель должен сразу объяснить ученикам то, чем они будут заниматься на уроке. 2. Основной этап решает главные задачи урока. Вначале педагог должен повторить цель урока и выделить задачи, акцентируя внимание на том, что они могут рассчитывать на его помощь. После этого следует приступать к повторению предыдущего или изучению нового материала. Для лучшего усвоения и полного восприятия нужно систематически обращаться к изученному материалу для уточнения знаний и умений. 3. Заключительный этап – подведение итогов. Учитель должен проговорить со школьниками о том, что они изучили, что узнали нового, можно обсудить тему следующего урока, чтобы дети видели связь между темами занятий. Необходимо дать домашнее задание, выставить оценку за урок, дать возможность привести в порядок рабочее место. Обеспечению хорошего результата в освоении учебного предмета и облегчению проведения урока способствует наличие универсальных технических средств в учебных классах, в которых обучаются дети с различными видами ограниченности возможностей здоровья: 1. Специальные клавиатуры (от стандартных клавиатур отличаются размерами, более контрастным цветом знаков, расстоянием между клавишами). Под разные физические особенности приспособлены различные модификации. 2. Интерактивная компьютерная доска с проектором. Многофункциональная рабочая поверхность для совместного обучения детей с различными особенностями здоровья. Используется для письма, рисования, выполнения упражнений, для демонстрации презентаций, просмотра фильмов.
Компьютер помогает ребёнку приобрести такие знания, умения и навыки, с помощью которых он сможет социально адаптироваться. Использование информационных технологий в работе с детьми с ОВЗ способствует развитию имеющихся возможностей, направлено на снижение недостатков в познавательной деятельности и становление личностных качеств. В настоящее время создано множество развивающих игр, использующихся в работе с учениками с ограниченными возможностями здоровья, которые позволяют подбирать упражнения в зависимости от уровня развития учащегося, а не его возраста. Специальные упражнения развивают зрительную память, внимание, мышление. Компьютерные игры увеличивают заинтересованность содержанием учебного материала, повышая тем самым интерес к процессу обучения, способствуют развитию навыков самоконтроля и самостоятельной работы. Работа за компьютером формирует такие качества ребенка, как самостоятельность, внимательность, уверенность в себе, усидчивость, 17 аккуратность, ответственность, повышается самооценка, складывается эмоциональная и интеллектуальная удовлетворенность. Другой формой для получения качественного образования детьми с ОВЗ является домашнее обучение, реализуемое, в том числе и с помощью дистанционных технологий. Дистанционное обучение – это «обучение, при котором осуществляется целенаправленное взаимодействие обучающегося и преподавателя на основе информационных (компьютерных) технологий независимо от места проживания участника учебного процесса». При дистанционной модели обучения ученик должен не только обладать пользовательскими навыками работы с компьютером, но и способами работы с информацией (ознакомительными, поисковыми, изучающими, работать с электронными словарями и справочниками), встречающейся в сети Интернет. Дистанционное обучение должно предусматривать соединение самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации, специально разработанными учебными материалами, взаимодействие с преподавателем, а также групповую работу. Дистанционный урок – форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при котором процесс обучения основан на использовании информационно-коммуникационных технологий с целью получения знаний, умений и навыков. Отрезок времени 18 может быть равным одному астрономическому или академическому часу. Урок может проводиться как с группой учащихся, так и с одним учеником. Во время занятия могут присутствовать ведущий урок дистанционный учитель и помогающий детям в случаях затруднения локальный координатор. Дистанционные уроки выделяют следующих видов: урок, размещенный на сайте, видеоурок, урок с использованием форума, чата, видеоконференций. При дистанционном обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья существуют достоинства и недостатки. Достоинства: 1. Содействует обучению людей с физическими и психическими недостатками, регулирует психологические проблемы обучающихся, обогащает коммуникативную сферу учеников и педагогов, устраняет проблемы удалённости от учебных заведений и временные и пространственные ограничения. 2. Гибкость, индивидуализация и адаптивность обучения. Занятия проходят в удобном графике и темпе. Это не только повышает качество образования, но предоставляет возможность виртуального общения в компьютерной сети, помогает ребятам реализовать себя в социуме с помощью Интернет технологий. 3. Урок может проводиться в режиме онлайн с применением программы Сферум, которая позволяет работать с учащимися удаленно, демонстрировать экран, проводить голосовые и видеозвонки, обмениваться учебными файлами, мгновенными сообщениями. Недостатки: 1. Невысокий уровень владения компьютером большинством детей с ограниченными возможностями, особенно младших школьников. 2. Низкая скорость сети Интернет, перебои с подключением. Таким образом, развитие инклюзии предоставляет каждому ребенку возможность удовлетворить свою потребность в получении образования независимо от его физических и умственных особенностей. Ресурсы дистанционного обучения почти неограниченны, виртуальное пространство способствует преодолению условных границ. Дистанционное обучение детей с ОВЗ – не просто одно из направлений информационного общества, это исключительная возможность для таких детей устроиться в жизни и в будущем получить нужную профессию. Предлагаю ознакомиться со статьёй "Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ", составленной мной
|